Актуально

Подразделы

призыву

Что такое КМО (контрольное медицинское освидетельствование)?

Призывная кампания приближается к своему завершению. Мы не будем говорить о выполнении плана призыва – об этом отрапортует военкомат.

Если для вас прохождение призывных мероприятий завершилось вынесением категории годности «В» (ограниченно годен к военной службе) и решением призывной комиссии об освобождении, обязательно прочтите этот текст.

Получив долгожданное решение об освобождении от призыва, многие люди, правда, не без содействия сотрудников отдела военкомата, расслабляются и ждут выдачи военного билета. Обычно срок ожидания, очерченный военкоматом, составляет от месяца и более. То есть при получении по письменному заявлению копии решения призывной комиссии об освобождении призывнику сообщают, что теперь его дело уйдет на утверждение и надо прийти узнать результат через месяц (иногда две недели). Иногда призывнику вообще ничего не говорят, а выдают «бумажку» явиться через месяц, два за военным билетом.

Конечно, при таких обстоятельствах человек расслабляется, не ожидая подвоха. Между тем с того момента, как вынесено решение об освобождении в муниципальной призывной комиссии, до выдачи военного билета по закону должно пройти не более 10 рабочих дней.

Что же происходит за это время и что необходимо сделать призывнику, чтобы не упустить возможность получить военный билет.

Как только призывная комиссия муниципального образования (далее ПК МО) выносит решение об освобождении призывника от службы по состоянию здоровья, начинает, как уже ранее было сказано, течь 10-дневный срок (рабочих дней) до выдачи военного билета. Не стоит забывать, что решение ПК МО является самостоятельным юридическим актом, порождающим правовые последствия для гражданина. По закону никакой процедуры вступления в силу (по аналогии с судебным решением) решения ПК МО не требуется. То есть через 10 рабочих дней после вынесения решения ПК МО об освобождении от призыва следует писать заявление о выдаче военного билета.

Но что же в течение этого времени происходит на «военкоматской кухне». В этом время начальник районного отдела военкомата готовит личные дела тех, кто получил освобождение, и формирует список таких призывников. Два экземпляра списка вместе с личными делами отправляются в призывную комиссию субъекта Федерации (далее ПК субъекта), а конкретнее врачу-члену ПК субъекта. Врач, получив дела, изучает их и делает запись, нужно ли призывника вызвать лично на контрольное медицинское освидетельствование (далее КМО) или он согласен с решением о его годности и очной явки не требуется. Запись он делает в листе медицинского освидетельствования (далее лист МО), составленным нижестоящим врачом, который поставил категорию «В».

После этого и соответствующих отметок в списках – «этого утвердить, этого вызвать на КМО (дата КМО)» личные дела с одним экземпляром списка возвращают в районный отдел военкомата, где и должны вручить повестки на КМО тем призывникам, кто, по мнению врача, нуждается в очном КМО.

КМО проходит обычно на сборном пункте, откуда идет отправка в войска, поэтому подумайте о вашей безопасности — возьмите с собой свидетелей (доверенных лиц), диктофон, телефоны надзорных органов. Чтобы доверенных лиц допустили на сборный пункт, можно подать специальное заявление.

Далее процедура КМО полностью дублирует процедуру медицинского освидетельствования в нижестоящей комиссии, а именно нужно пройти ВСЕХ врачей. Врачи, должны оформить листы медицинского освидетельствования, заверенные копии которых призывник может получить по письменному требованию. Помните, врач на КМО не имеет права направлять вас на какие-либо обследования! Эта незаконная практика очень распространена в регионах России. Не соглашайтесь и требуйте заполнения листа МО и принятия решения призывной комиссией субъекта Федерации.

По результатам КМО призывная комиссия субъекта, как написано в законе, может отменить решение нижестоящей комиссии с одновременным принятием другого решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 28 закона «О воинской обязанности и военной службе». Принять свое решение ПК субъекта обязана до окончания текущего призыва, то есть в нашем случае до 15 июля. В случае если ПК субъекта не укладывается в сроки, вы можете обжаловать ее незаконное бездействие.

Если призывная комиссия субъекта по результатам КМО утверждает решение ПК МО, то военный билет по закону выдается через 10 рабочих дней после получения призывников выписки из протокола заседания призывной комиссии субъекта. Не забудьте подать письменное заявление о выдаче вам этого документа!

Итак, план действий призывника:

  1. Запросить и получить решение ПК МО об освобождении от призыва (выдается в 5-дневный срок после подачи письменного заявления).
  2. Написать заявление в ПК субъекта об утверждении решения нижестоящей комиссии.
  3. Подать заявление об ознакомлении с личным делом призывника и ознакомиться с ним через 10 рабочих дней после принятия решения ПК МО.
  4. Подать заявление о выдаче вам военного билета.
  5. Если в личном деле вы обнаружите отметку о необходимости прохождения КМО, потребовать (возможно, также письменным заявлением), повестку на КМО в районном отделе военкомата.
  6. Пройти КМО и потребовать заверенные копии листов КМО.
  7. Запросить выписку из протокола заседания призывной комиссии субъекта.
  8. Обжаловать решение ПК субъекта при несогласии с ним.
  9. При согласии получить военный билет.

«Ни дня без жалоб…»2

Подготовка жалоб – особое мастерство, которое достигается с опытом. Поначалу довольно трудно написать жалобу, потому что не всегда понятно, зачем мы ее пишем. Это главная причина того, что жалоба получается «шаблонной», и ответ на нее вероятнее всего будет «отпиской». Если вы не хотите получить такой «ответ», жалоба должна быть продумана.

Нам представляется, что есть два типа жалоб.

Жалоба «по шаблону» на некое типичное нарушение прав (например, на повестку неустановленного образца, на отказ в ознакомлении с личным делом и пр.). Образцы таких жалоб есть в наших брошюрах, на нашем сайте. Написать их не составляет труда, однако, ответы организаций, в которые мы жалуемся, также имеют однотипный характер. Проще говоря, мы пишем по шаблону жалобу, и они нам пишут по шаблону ответ. Однако со временем количество таких «простых» жалоб переходит в качество. Одним нарушением становится меньше.

Жалоба «от души», которую вы сами готовите по вашей ситуации, опираясь на нормы законов. Такие жалобы получаются интересными, эмоциональными. Однако при написании такой жалобы неплохо придерживаться некоторых правил:

  • продумайте, на кого вы будете жаловаться. Лучше, если это будет конкретное лицо. На призывную комиссию, как орган жаловаться бесполезно, поэтому желательно, чтобы вы знали полномочия отдельных ее членов (например, отдельно председателя комиссии или старшего врача). В заголовке вашей жалобы укажите, на кого именно вы жалуетесь, и какое ваше право было нарушено действиями указанного органа или лица (например, жалоба на действия начальника отдела призыва ФИО (если известно) о ненадлежащем ведении приема граждан).
  • продумайте, кому вы будете писать жалобу. Очень обидно получается, когда вы вкладываетесь в этот текст, а в ответ получаете что-то вроде: «ваше обращение направляется в…, поскольку рассмотрение подобных обращений не входит в компетенцию…». Чтобы не ошибиться с адресатом, изучите разграничение полномочий различных органов на сайтах этих органов (например, прокуратура не может возбуждать уголовные дела, этим занимаются следственные органы, в военную прокуратуру бессмысленно жаловаться на действия гражданских врачей и пр.).
  • и, самое важное, – что именно вы будете просить (требовать) в вашей жалобе. Можно, конечно, формулировать самые общие требования: «провести проверку по фактам и принять меры реагирования». Однако наш опыт показывает, что подобные формальные требования повлекут за собой формальное рассмотрение и, как результат, ответ-«отписку». Изучив полномочия контролирующих органов, вы легко поймете, что требовать от них можно не только проведения проверки, но и, например, привлечения к дисциплинарной (административной) ответственности, или рассмотрения вопроса о соответствии должностного лица занимаемой должности и пр. Четко сформулированные требования позволят вам, в случае получения «отписки» на вашу жалобу, требовать ознакомления с материалами проверки и обращаться дальше, в вышестоящие инстанции, либо в суд в связи с ненадлежащим рассмотрением вашей жалобы.

Ниже мы приводим как тексты «шаблонных» жалоб (на повестку неустановленного образца, на отказ в ознакомлении с личным делом), так и тексты жалоб, составленных самими гражданами по своим ситуациям (естественно без указания личных данных гражданина). Мы надеемся, что приведенные тексты вдохновят вас на создание собственных шедевров. Дерзайте!

Жалобы-оригинал (архивный файл)

Жалобы-шаблон (архивный файл)