Коррупция в военкоматах Петербурга. Суд арестовал главного призывного врача

4.04.2016
Военный билет

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 4 апреля удовлетворил ходатайство Следственного комитета РФ и заключил под стражу председателя военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Санкт-Петербурга, подозреваемого в коррупции.

 Светлана Холявчук/Интерпресс

43-летний врач Самир Мурсалов подозревается в двух эпизодах по статье 290 УК «Получение взятки в составе организованной группы». Спустя 3,5 месяца после фиксации оперативниками «коррупционного» отдела УЭБ и ПК ГУ МВД первого эпизода – 15 декабря 2015 года при получении 130 тысяч рублей была задержана 48-летняя сотрудница отдела мобилизационных ресурсов военкомата Петербурга Ольга Леонова. Впоследствии она была арестована наряду со старшим врачом Красносельского отдела горвоенкомата Владимиром Крупиным и бывшим сотрудником Калининского Юрием Бережновым. По версии следствия, в Петербурге была четко отлажена схема по фальсификации диагнозов на уровне районных призывных комиссий, чьи решения предположительно визировались Самиром Мурсаловым.

 Собеседники «Фонтанки» в Следственном комитете набросали ее штрихами:

«Вы обращаетесь в контору под условным названием «Помощь призывнику». Таких, как вы, десятки. Берутся деньги, составляются списки, отправляются в райвоенкомат. Специалист медкомиссии (в нее входят восемь человек, как правило, работники поликлиник) вписывает нужный сколиоз. Старший врач районного отдела военкомата присваивает категорию «В». Документы уходят на контрольное медосвидетельствование в ВВК горвоенкомата. Категория «В» визируется, вам выдается военный билет. Старших врачей курирует Мурсалов. Посредниками могут быть и бывшие сотрудники военкоматов».

По информации «Фонтанки», Самир Мурсалов неоднократно упоминался в материалах, отправляемых из Петербурга в надзорные инстанции, вплоть до Главной военной прокуратуры. Однако его деятельность привлекла внимание лишь однажды, в 2013 году. Мурсалов скрыл собственность жены в виде BMW X5 стоимостью 3,8 млн рублей, ее доход в 120 тысяч рублей от продажи другого авто и долевую собственность у несовершеннолетней дочери на квартиру.

Ежегодно в Петербурге через медкомиссии проходят около 50 тысяч человек (в среднем по 25 тысяч на весенний и осенний призывы). Призываются на службу 2,5 – 3 тысячи, остальные получают отсрочку или освобождение.

По словам председателя Независимой военно-врачебной комиссии Сергея Стрильченко (бывший зампредседателя ВВК Петербурга),призывники с категориями «В», «Г» и «Д» (освобождают от службы) составляют 32 % от общего количества просмотренных военкоматами кандидатов.

«Из них, по нашей статистике и судя по высказываниям главного военного прокурора России, каждый четвертый из этого количества покупает освобождение. В абсолютных цифрах – 4000 человек в год», – добавил специалист.

Рыночная стоимость военного билета, как считает Стрильченко, примерно соответствует сумме, с которой задержали Леонову, – 130 – 150 тысяч рублей. Такие подсчеты выводят к годовому обороту 500 млн рублей.

Также, по версии следствия, старшие врачи ряда районных отделов горвоенкомата каждый призыв передавали Мурсалову взятку не менее 1 млн рублей за возможность занимать вышеуказанную должность.

«Я не удивлен этим предположениям, – отметил Сергей Стрильченко. – Частая сменяемость руководителей комиссиям вообще не свойственна. На этих должностях сидят по 5 – 10 – 15 лет. Они считаются хлебными».

Вряд ли СК «перелопатит» тысячу медицинских биографий. Для этого нужны новые освидетельствования, вал процессуальных действий и поименные допросы, которые могут оказаться бесплодными. Герои военкомовских списков, находясь в здравом уме, не признают себя уклонистами с перспективой попасть под уголовное преследование или отправиться в армию. Скорее всего, показания сведутся к тому, что если врач написал «не годен» – значит, не годен. Признания в покупке военного билета тоже вряд ли будут носить массовый характер.

По материалам «Фонтанки».