Комиссар Совета Европы по правам человека вновь призывает российские власти привести законодательство об НКО в соответствие с европейскими стандартами

24.06.2015

«Российское законодательство о некоммерческих организациях не соответствует европейским стандартам и должно быть пересмотрено для того, чтобы правозащитники и НКО в России работали в благоприятных условиях, способствующих выполнению их ключевой роли в обществе», — заявил сегодня Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс, опубликовав новое Заключение  по законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

В данном Заключении анализируются поправки, внесенные в законодательство после июля 2013 года, правоприменительная практика по так называемому Закону «об иностранных агентах» после его принятия, а также практические последствия его применения для российских НКО. В этой связи Комиссар также изложил рекомендации российским властям. Данный обновленный документ основывается на предыдущем Заключении, опубликованном Комиссаром в 2013 году после вступления в силу правовых норм, установивших термин «иностранный агент» и возможность уголовного преследования активистов гражданского общества.

По состоянию на 29 июня 2015 года Министерство юстиции составило список по крайней мере из 70 НКО, именуемых «иностранными агентами» за осуществление деятельности, признанной политической, и за получение ими иностранного финансирования. Большинство из них были внесены в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в течение последних шести месяцев. К этому моменту имелось по крайней мере 189 дел, в которых российские суды рассматривали применение положений законодательства об «иностранных агентах». Из них по крайней мере в 121 судебных постановлениях было установлено, что данные положения был применены правильно, и лишь 28 судебных решений вынесено в пользу НКО. По крайней мере, 20 НКО уже прекратили свою деятельность полностью или частично, в том числе путем «самоликвидации».

«Эта тенденция и динамика, с которой власти маркируют НКО в качестве «иностранных агентов», вызывают тревогу. Они могут иметь непосредственные и долгосрочные негативные последствия для российских организаций гражданского общества, которые осуществляют основополагающую роль стража общественных интересов», — заявил Комиссар Муйжниекс.

Комиссар с сожалением отмечает, что практика применения Закона «об иностранных агентах» в основном подтверждает ранее высказанную им озабоченность в отношении возможных злоупотреблений. Более того, поправки в законодательство, внесенные после июля 2013 года, усугубили уже существовавшую серьезную проблему, связанную с отсутствием правовой определенности, произвольным применением закона и несоразмерными санкциями, а также широкими дискреционными полномочиями, предоставленными прокуратуре и органам исполнительной власти.

Отсутствие предварительного судебного контроля за действиями властей, которые существенно вмешиваются в права НКО, является дополнительным процессуальным изъяном, который лишает затронутые такими мерами организации гражданского общества эффективной защиты. Новые положения также расширили правовые основания для внеплановых проверок НКО и ввели новые ограничения на осуществление некоторых видов деятельности, представляющих особый общественный интерес.

«Существующее законодательство в сфере НКО открыто для злоупотреблений, которые могут служить репрессивным инструментом в отношении правозащитников. Жесткие санкции, включая возможность уголовного преследования руководителей НКО, могут оказать сдерживающее воздействие на функционирование институтов гражданского общества и подпитывать самоцензуру». Комиссар по правам человека призывает власти прислушаться к озабоченности, высказанной российскими национальными институтами по защите прав человека по поводу использования расплывчатых определений в законодательстве, а также незамедлительно пересмотреть это законодательство. «До тех пор, пока законодательство не будет пересмотрено, я призываю власти приостановить дальнейшее применение Закона «об иностранных агентах» и воздерживаться от каких-либо дальнейших ограничений деятельности организаций гражданского общества в Российской Федерации».