ЕСПЧ коммуницировал жалобы родственников 5 солдат, совершивших суицид из-за недосмотра командиров и психологов

29.06.2016
ЕСПЧ Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека

Правозащитники считают, что во всех этих делах российские власти нарушили две статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод — ст. 2 «Право на жизнь» и ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты».

Сегодня стало известно, что Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы родственников 5 солдат, совершивших суицид в армии. Эти дела объединены в одно производство.

ЕСПЧ задал Правительству РФ конкретные вопросы по делу: в частности, (1) выполнены ли обязательства государства по сохранности жизни сыновей заявителей? (2) имеет ли государство эффективную систему психологической оценки и помощи для предотвращения самоубийств среди военнослужащих? Предлагается предоставить законодательную базу и последние статистические данные о таких происшествиях; (3) Когда была установлена причина смерти (суицид), были ли выяснены причины и условия, способствовавшие совершению самоубийств (включая профилактический аспект)?

Интересы родственников погибших в Европейском суде представляет адвокат Рамиль Ахметгалиев.

Он считает, что во всех этих делах российские власти нарушили две статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод — ст. 2 «Право на жизнь» и ст. 13 «Право на эффективное средство правовой защиты».

расследование

Минобороны РФ

Дело № 1

В 2005 году в Читинской области «деды» войсковой части № 05651 (поселок Шерловая гора) издевались над рядовым Сергем Васильевым — не давали спать, вымогали деньги, заставляли покупать продукты питания, отбирали туалетные принадлежности.

Из всех беглецов только Сергей отважился написать всю правду о беззаконии в подразделении. На сборном пункте для самовольно оставивших часть Васильев столкнулся со старослужащими, которые его и унижали. Те обещали организовать расправу над ним в новой части.

2 декабря 2005 года рядовой Сергей Васильев совершил самоубийство в поезде “Иркутск – Усть-Илиимск”, не доехав несколько километров до новой воинской части.

«Я не смог поступить иначе, — указал в предсмертной записке Сергей Васильев. — На пересылке сказали, что я “красный” и “сочник”, то есть сбежал из части и сдал пацанов. А я знаю, что делают с такими, поэтому решил умереть, прежде чем опорочат и обольют грязью мою честь и фамилию”.

Прокурорская проверка подтвердила факты «дедовщины», и виновные были осуждены.

Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» прекратили в виду отсутствия в действиях должностных лиц состава преступления. Независимая же экспертиза, проведенная специалистами Бурятского республиканского психоневрологического диспансера, выявила прямую причинную связь между армейским произволом и самоубийством рядового Васильева.

Дело № 2

В декабре 2006 года в Оренбургской области солдат-срочник Антон Насибуллин (уроженец Удмуртии) покончил с собой за полгода до демобилизации. Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» было прекращено.

В своем докладе психологи отметили, что на протяжении девяти месяцев до своей гибели 19-летний Антон страдал временным расстройством адаптации.

В связи с этим следователь внес представление в адрес военного командования об устранении причин и условий, способствовавших совершению суицида. Он указал, что старшие офицеры допустили ошибки при оценке личности срочника, его психологического состояния и при проведении профилактических мер.

Отец погибшего считал, что командир и психологи войсковой части № 39986 на протяжении девяти месяцев не могли распознать суицидальные тенденции в поведении Антона и не оказали ему надлежащую помощь. Однако в возбуждении уголовного дела по статье «Халатность» ему было отказано. Суд также встал на сторону военных следователей.

Дело № 3

18 октября 2006 года курсант Академии Федеральной службы охраны (ФСО) в Орле Алексей Павлов (уроженец Читинской области) выпал из окна казармы. Через восемь дней 17-летний подросток, не приходя в сознание, скончался.

При зачислении в учебное заведение психологи отметили импульсивность Алексея, которая могла вызвать проблемы на начальном этапе адаптации в коллективе.

За полтора месяца учебы в Академии Павлов, учившийся в школе на «4» и «5», получил семь двоек по пяти предметам. По версии сотрудников учебного заведения, подросток боялся не оправдать возложенных на него матерью ожиданий и надежд.

Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза показала, что за 11 дней до суицидальной попытки Алексей Павлов резко изменил свое поведение, стал замкнутым. Причина — проблемы с учебой.

Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» было прекращено. Мама погибшего настаивала на возбуждении дела по статье «Халатность» в отношении командиров и психологов за то, что они не выявили суицидальные наклонности у ее сына и не предотвратили летальный исход. Безуспешно.

Военный госпиталь

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Дело № 4

Солдат Денис Невоструев (уроженец Удмуртии) совершил самоубийство 13 января 2006 года в Хабаровском крае.

За две недели до этого, в конце декабря, молодой человек прошел тест на стрессоустойчивость. По его результатам психологи заявили, что Невоструев имеет хороший уровень нервно-психической устойчивости и рекомендовали его к несению караульной службе.

В карауле парень и застрелился из автомата «Калашников».

По обыкновению разбирательство по статье «Доведение до самоубийства» было прекращено.

Мама погибшего инициировала проверку начальника и психолога пункта психологической помощи и реабилитации войсковой части на предмет халатности.

Следователь не нашел состава преступления и отказался возбуждать уголовное дело. В своих объяснениях военные психологи отмечали, что суицидального поведения у Невоструева выявлено не было.

Обращения мамы Дениса с жалобой в суд результата не дали.

Дело № 5

Первую попытку суицида 19-летний призывник из Татарстана Радик Хабиров совершил еще в саратовской «учебке».

В ноябре 2005 года по прибытии в Тоцкий гарнизон (Оренбургская область) младший сержант прошел психологический тест, показавший, что «степень суицидального риска выше среднего».

На следующий день Хабиров самовольно покинул расположение войсковой части. Его нашли и доставили обратно. Однако через пять дней солдат снова ушел, и полиция обнаружила его в поезде.

Психологу Радик заявил, что не хочет продолжать армейскую службу, где его все раздражает и угнетает. После обследования его поместили в психиатрическое отделение госпиталя.

Уже в медицинском учреждении он вновь совершил попытку суицида, и лишь после этого парня комиссовали. Домой он вернулся в состоянии комы с весом 28 килограммов (он потерял 50 килограммов своего веса).

Врачи сообщили, что у молодого человека наступила смерть основной части коры головного мозга. В коме парень провел 14 месяцев и скончался 1 апреля 2007 года — в день начала весеннего призыва в Вооруженные силы.

Лишь через полгода военные следователи возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» (ст. 110 УК РФ). Согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы, «в период прохождения военной службы у Хабирова развилось психическое расстройство в виде расстройства адаптации с нарушением поведения и эмоций».

Однако вскоре расследование было прекращено. Военные следователи также отказались возбуждать уголовное дело по статье «Халатность» — “в связи с отсутствием в деянии должностных лиц войсковой части признаков события преступления”. При этом начальник Тоцкого военного госпиталя, подполковник Сергей Смолевский был уволен с военной службы.

Источник: Международная правозащитная группа «Агора»