Журналиста, которого спикер Заксобрания обещал отправить в армию, доставили в СК

18.01.2018
Следственный комитет
Следственный комитет России. Фото: TVC.ru/Андрей Гуцков

Вчера корреспондента издания «Мой район» (MR7.ru) Сергея Кагермазова не пустили в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга, после чего к нему подошли два следователя с повесткой на опрос в связи с уклонением от службы в армии, которые доставили его в здание следственного комитета. Сегодня журналиста вновь вызвали на опрос. Об этом сообщила «Медиазона».

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук проанализировал обоснованность претензий к Сергею Кагермазову и перспективы возбуждения уголовного дела с точки зрения российского законодательства.

  1. 25 апреля 2017 г. в отношении С. Кагермазова призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. 2 октября 2017 г. призывник не явился на медицинское освидетельствование. По версии военного комиссариата — без уважительных причин.
  2. В том же месяце военный комиссариат передал в следственный комитет (СК) материалы о возбуждении против журналиста уголовного дела, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ (уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы). В результате следствие отказало в возбуждении дела, но уже прокуратура признала незаконным вынесенное постановление. В настоящий момент СК продолжает предварительную проверку.
  3. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу (п.1 ст.13 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).
  4. В действиях (бездействии) С. Кагермазова отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.328 УК РФ, поскольку согласно действующему законодательства субъектом данного преступления может быть только гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу (п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 г. № 3). В свою очередь С. Кагермазов ещё не был направлен на альтернативную гражданскую службу, следовательно, не приобрел релевантный статус.
  5. Не усматриваются в действиях (бездействии) С. Кагермазова также признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.328 УК РФ (уклонение от призыва на военную службу), так как начиная с 25 апреля 2017 г. и до достижения 27 лет Кагермазов подлежал направлению на альтернативную гражданскую службу, что исключало возможность призыва его на военную службу и, как следствие, привлечение к уголовной ответственности по этой части статьи 328 (п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 г. № 3).
  6. В случае установления компетентным государственным органом фактов умышленного уклонения С. Кагермазовым от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу, он подлежал призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», но никак не уголовной ответственности.
  7. Аналогичная правовая позиция нашла своё отражение и в практике судов общей юрисдикции. Так, постановлением Набережночелнинского городского суда от 01 декабря 2017 г. по делу № 3.10-428/17, оставленным без изменения апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 января 2018 г., признано незаконным возбуждение уголовного дела по ст.328 УК РФ против призывника, в отношении которого было принято заключение о замене военной службы альтернативной гражданской и который не явился по повестке для прохождения медицинского обследования.

Ранее по теме:

«У нас не может быть уклонистов в журналистском пуле»