На конференции СПЧ обсудили потенциал развития АГС

9.12.2015
Конференция на тему: Россия и Совет Европы: реализация закона об альтернативной гражданской службе в свете международных норм»

8 декабря 2015 года в Институте Европы РАН состоялась конференция на тему: «Россия и Совет Европы: реализация закона об альтернативной гражданской службе в свете международных норм» (видео-отчет конференции).

Мероприятие было организовано постоянной комиссией по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) совместно с Институтом Европы РАН.

В конференции приняли участие члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства обороны, Правительств Москвы и Московской области, эксперты научных и общественных организаций.

На открытии конференции председатель постоянной комиссией по военно-гражданским отношениям СПЧ Сергей Кривенко поставил перед участниками мероприятия вопросы, касающиеся совершенствования института альтернативной гражданской службы (АГС) в России и сказал, что предложения и мнения, высказанные на конференции, будут донесены до Президента РФ.

Член СПЧ, президент общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» Борис Кравченко в своем докладе обратил внимание на то, что профсоюзы недостаточно вовлечены в процесс организации социально-трудовых отношений альтернативнослужащих. В России проходящие АГС граждане защищены Трудовым Кодексом РФ. Но согласно международным нормам, они должны иметь ряд прав. Например, на свободу объединений. В силу специфики АГС альтернативнослужащим требуется специальная защита по социальным вопросам, которую могут обеспечивать профсоюзы.

Член СПЧ, председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова отметила, что одна из главных задач – не делать из альтернативнослужащих изгоев. Надо менять сознание каждого, особенно в военных комиссиях. Необходимо информировать молодых людей о праве на АГС и более активно пропагандировала эту деятельность. Следует разработать механизмы подготовки молодых людей к данному виду службы, по вовлечению различных организаций и всего гражданского общества в развитие института АГС. Нужна согласованная работа между различными организациями.

Главный редактор журнала «Религия и право», член Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Анатолий Пчелинцев напомнил, что конференция проходит накануне Дня прав Человека и Дня Конституции России. В своем выступлении эксперт подробно остановился на истории отказников от военной службы в России. Одна из проблем развития АГС в России сегодня связана с опасением военных структур, что АГС может развалить армию. «Напротив, — подчеркнул эксперт, — по моему мнению, армия разваливается, когда не работает закон об АГС».
Пчелинцев указал и на то, что для многих верующих единственным препятствием для прохождения военной службы является необходимость принятия присяги. Если из текста присяги убрать слово «клянусь», недопустимое для многих вероисповеданий, то отказников стало бы меньше.
Главной проблемой закона об АГС эксперт назвал требование подачи заявления за шесть месяцев. Из-за этого происходят пропуски сроков по подаче заявлений и отказы в предоставлении альтернативной гражданской службы.
«Альтернативнослужащий — это очень ответственная и уважаемая работа, — отметил Пчелинцев. — К АГС надо относиться так, чтобы этот институт вызывал доверие у общества, а не навешивать на него ярлыки».

Сергей Кривенко в своем докладе обратил внимание участников на то, что традиция ненасилия в России существовала всегда. За 13 лет существования АГС не составила конкуренции военной службе, чего боялись военные, и не могла ее составить, так как это служба для определенного типа людей.
Когда закон об АГС был принят, он не соответствовал международным нормам по целому ряду позиций – по сроку службы, по принципу экстерриториальности, по направлению альтернативнослужащих на работу на военные объекты и др. Но по мере развития ситуации многие проблемы скорректировались. И на сегодняшний день закон в основном отвечает международным стандартам. Огромные вопросы до сих пор вызывает положение о сроках подачи АГС, которое необходимо отменять. Другая проблема – это подбор места прохождения АГС, так как при этом не учитываются волеизъявление молодого человека, его навыки, семейное положение и т.п. Некоторые виды работ требуют специального обучения и моральной подготовки. Кроме того, отсутствуют рычаги по урегулированию проблем во взаимодействии между работодателем и альтернативнослужащим.
«При налаживании работы по развитию АГС и совершенствованию закона в течение нескольких лет можно увеличить количество альтернативнослужащих на порядок, — подытожил Сергей Кривенко. — Потенциал для АГС есть. Вопрос к государству – нужна ли ему АГС?»

Василий Ничик, руководитель отдела общественных связей и религиозной свободы Западно-российского союза Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня, помощник члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, выразил мнение, что российское законодательство по АГС можно было бы считать неплохим, если бы оно исполнялось. Те, от кого зависит исполнение и развитие закона – и призывные комиссии, и суды, в том числе ВС, — препятствуют гражданам в реализации права на АГС.
У некоторых регионов, например у Мордовии, позиция по поводу претендентов на АГС однозначная – их рассматривают как уклонистов. Поэтому Республика Мордовия даже не считает нужным запрашивать у Минтруда места для альтернативнослужащих.
Эксперт также высказался о недопустимости отказа претендентам на АГС из-за пропуска сроков подачи заявления. «Шесть месяцев — это не мера наказания, а лишь организационный срок» — отметил Ничик.

Представитель Международного общества примирения при ООН Дерек Бретт рассказал о лучших стандартах по отказникам от военной службы, рекомендованных для стран-членов ООН. Среди них: доступность информации об АГС; отсутствие временных ограничений по срокам подачи заявления на АГС, даже после призыва гражданина на военную службу; предоставление альтернативного места службы гражданам, направленных служить на производящие военное оборудование объекты, в случае возражения гражданина против службы на таких объектах. АГС не должна содержать в себе условий, которые являются дискриминационными, это касается и условий прохождения АГС, и ее сроков. Идут дискуссии о том, как воплощать в жизнь эти принципы. Следуя этим рекомендациям, многие государства сделали сроки АГС и военной службы равнозначными. Наказанием за проступки во время прохождения АГС ни в коем случае не может быть перевод гражданина на военную службу.

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук рассказал о практике организации по защите отказников от военной службы, подвергшихся уголовному преследованию, и о причинах подобной проблемы. Юрист подчеркнул, что здесь проблема не в законе, а в том, как он воспринимается судами общей юрисдикции – на уровне районов и субъектов федерации.
Проблема возникает из-за требований со стороны призывных комиссий к призывникам доказать убеждения. Также нарушается процедура по предоставлению права на АГС и направлению на АГС. Военные комиссариаты зачастую произвольно меняют порядок процедуры, что в итоге приводит к уголовным преследованиям претендентов.
Обязанность государства быть нейтральным арбитром, обеспечивающим условия для исповедания различных религий, веры и убеждения, не соблюдается. Практика по защите призывников показывает, что государство скорее преследует цель наказать граждан за убеждения. «Нет логики в таких действиях, так как никакой опасности для государства от отказников нет, не было и не будет», — подчеркнул эксперт.

В своем выступлении начальник направления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального Штаба Вооружённых Сил РФ Алексей Князев возразил по поводу обвинений в необоснованных отказах в праве на АГС. Для подтверждения своей позиции он привел статистику, согласно которой в прошлом году было подано 835 заявлений на АГС, из них 823 получили положительное заключение. Направлено на АГС было 623 гражданина, так как были освобождения по состоянию здоровья, а ряду граждан были предоставлены отсрочки. Из 563 заявлений, поданных к осеннему призыву текущего года, одобрено 557. Уже 88 человек направлено на АГС.
По мнению Князева, законодательство по АГС не требует изменений ни по экстерриториальному принципу, ни по срокам подачи заявления. «Призывник проходит АГС там, где больше это необходимо, где больше потребность в трудовых ресурсах, поэтому экстерриториальный принцип оправдан, — заключил Князев. — Срок нужен для подбора места службы. Законодательство в этом вопросе сбалансировано, так как учитывает и интересы гражданина, и интересы общества».

Начальник отдела организации прохождения альтернативной гражданской службы Федеральной службы по труду и занятости Игорь Низов напомнил, что профессий для прохождения АГС в пять раз больше, чем альтернативнослужащих. Сегодня представлено 439 вакансий. Однако половину из них можно исключить, так как заявлены высококвалифицированные специалисты, требующие специального образования. Также есть проблемы с жильем для альтернативнослужащих. Всего за весь период действия закона об АГС было подано 9800 заявлений, 8860 получили положительное заключение, 1052 человека проходит АГС на данный момент. Наибольшее количество альтернативнослужащих служит в Краснодарском крае – 115 человек. Другие регионы с наибольшим количеством работающих альтернативнослужащих — Челябинская область, Москва и Московская область, Нижегородская область. Крупнейшим работодателем является Почта России. Сегодня в данной организации проходят АГС 355 человек.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ Владимир Хомчик подтвердил: призывник не обязан доказывать, что его убеждения противоречат военной службе, он обязан лишь об этом заявить. Тем самым судья отметил, что именно так следует применять статьи 11 и 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». «Ошибки со стороны судов возможны, — отметил Хомчик, — но их нужно исправлять путем обжалования».

В ходе дискуссии представители военных комиссариатов Москвы и Московской области заявили, что в целом проблем с предоставлением права на АГС нет. Сами они лишь сталкивались с проблемой отказа со стороны организаций в приеме альтернативнослужащих из-за занятости или сокращения места.
Представители НКО высказали сомнения по поводу представленной представителями Минобороны статистики по отказам гражданам в праве на АГС.

Председатель региональной правозащитной общественной организации родителей призывников Татарстана «За сыновей» Герман Алеткин рассказал, что в регионах, с которыми работает его организация — Татарстан, Удмуртии, Мордовия, — отказы идут чисто технические, по пропускам сроков. Хуже всего дело обстоит в Республике Мордовия, где не было удовлетворено ни одного заявления.
Он также возразил по поводу законодательной инициативы об исключении отпуска по уходу за ребенком до трех лет из срока АГС. Если исключать такой отпуск из срока службы, тогда необходимо заменять его денежным пособием, как военнослужащим.
Алеткин указал и на проблему отсутствия анализа причин оставления альтернативнослужащими места службы.
Правозащитник отметил необходимость в административных регламентах. Министерство обороны до сих пор не выработало регламент по работе с альтернативнослужащими. Целесообразно выстроить административный регламент прямого взаимодействия Роструда с призывниками.

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Горбачев выступил резко против существующего срока подачи заявления на АГС. По его мнению, нет целесообразности в подаче заявления за полгода. За такой срок ситуация может измениться, например, как уже отмечали представители Минобороны, исчезнуть сама вакансия и т.п. Юрист остановился и на судебной практике, отметив, что со стороны судов часто идет оценка убеждений. «Невозможно доказать наличие нематериальных убеждений материальными вещами» — констатировал Горбачев. Он призвал к признанию верховенства человеческого достоинства, к прекращению практики немотивированного обвинения граждан в уклонении. В заключении юрист отметил, что ситуация сейчас меняется к лучшему и выразил надежду на плодотворное сотрудничество с органами власти.

Представитель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» Ирина Кизилова подчеркнула, что направляемые на АГС люди очень разные, не все они подходят для той работы, на которую их направляют. Человек, который выбрал АГС, не должен быть наказан неприемлемой для него работой. «Почему государство думает больше о наказании, а не о пользе для страны?» — отметила правозащитница. Кизилова предложила Минтруду рассмотреть возможность введения практики профессионально-психологического тестирования претендентов на АГС. В Пермском крае была применена специально разработанная специалистами программа по обучению граждан, направляемых на АГС. При необходимости программа может быть передана Минтруду.

И.о. председателя Комитета солдатских матерей Астраханской области Анатолий Салин выступил с предложением направить от СПЧ в Минобороны РФ и в Минтруд РФ ходатайство о предоставлении НКО возможности в период призыва проводить информационно-просветительские мероприятии для призывников, в том числе по вопросам альтернативной гражданской службы. Данный опыт уже успешно применяется в Астраханской области.

В заключении участники конференции отметили общую пользу подобных встреч и дискуссий и выразили готовность к дальнейшему взаимодействию и сотрудничеству по вопросам развития института АГС.

В рамках конференции состоялся показ выставки об истории и развитии альтернативной гражданской службы в России и о праве граждан на АГС.