От альтернативной службы к волонтерству

19.04.2016
Перспективы

«Мне было интересно окунуться в ту работу, что выполняли «Перспективы», а не просто смотреть со стороны»

Перспективы

Никита Осипов

Никита Осипов пришел в 2014-м году в психоневрологический интернат №3 в Петергофе для того, чтобы пройти альтернативную гражданскую службу (АГС). Это совершенно законный способ не проходить военную службу. Призывник имеет право на замену военной службы гражданской, если военная противоречит его убеждениям или идет в разрез с канонами исповедуемой им религии. Через полтора года Никита решил остаться в интернате уже в качестве волонтера благотворительной организации «Перспективы» и пройти программу «Добровольный социальный год». Александра Холопова поговорила с Никитой о его решении и впечатлениях, полученных в ходе службы.

 

– Никита, как ты решил отказаться от службы в армии в пользу альтернативной службы?  

– Я за Мир во всём Мире. 🙂 Выбрав альтернативную гражданскую службу, я показал, что не поддерживаю решение конфликтов путем войны.

– Откуда ты узнал про возможность АГС? 

– Пара моих знакомых проходила такую службу, от них и узнал. А вообще из Конституции РФ ст. 59

– Какие шаги ты делал, чтобы заменить военную службу гражданской? 

– Написал заявление в свободной форме о своем желании, о причинах и за полгода до первого призыва сам пришел в военкомат. Образец написания заявления можно найти в Интернете. Главное — все делать заранее.

– Насколько трудно получить право на альтернативную службу вместо военной? 

– Все зависит от людей вышестоящих. Так как это право прописано в законе, то трудностей быть не должно. Но все же известны случаи, когда дело доходило до суда.

– И как происходит распределение на гражданскую службу? 

– Военкомат дает запрос в Роструд, и там уже решают, в какое госучреждение направить.

– Ты самостоятельно сделал выбор в пользу психоневрологического интерната в Петергофе? 

– Все зависит от того, верите ли вы в закон притяжения мысли. 🙂 В подростковые годы, когда я начал увлекаться фотографией, мне было интересно фотографировать необычных людей. Я знал, что в Петергофе есть интернат, и меня долго не отпускала мысль о том, чтобы съездить туда в надежде на встречу с кем-то из тех, кто там живет. Но мысль так и осталась лишь мыслью. Еще примерно в этот же период мне подарили книгу автора Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»… Ну, вы поняли намек. И вот я здесь – в Психоневрологическом интернате №3.

Перспективы

Никита Осипов

Проводилось ли обучение в интернате? Как тебе помогали в начале работы? 

– Показали, как и чем мыть полы, какие есть труднодоступные места, как до них добраться, отодвинув кровать или тумбочку. Главное – плинтуса! Там копится вся пыль. Прочитали инструктажи по поводу того, как спасаться во время пожара. Показали, как надевать проживающим памперс…. Знаете, как иногда учат маленьких детей плавать? Просто кидают в бассейн, и им ничего не остается, кроме как плыть. Так что, да, начальное обучение было.

Были ли моменты, когда ты боялся не справиться со своими обязанностями? 

– Ну, смотря, что мне за это будет…. В основном нет.

– Поддерживали ли тебя сотрудники интерната во время работы? 

– Конечно. Один за всех и все за одного. Иначе никак.

– Как ты решил остаться в интернате еще на год в качестве волонтера? 

– По большому счету я не знал, куда двигаться дальше. Я привык к этому месту, к людям. Через некоторое время после начала работы санитаром, я познакомился, постепенно со всеми волонтёрами и педагогами. Мы сотрудничали при решении различных вопросов, касающиеся улучшения условий жизни на отделении. Также «Перспективы» проводили семинары, в том числе и для персонала интерната. Мне было интересно окунуться в ту работу, что выполняли «Перспективы», а не просто смотреть со стороны. Хотелось иметь более тесный контакт с ребятами на отделениях.

– Отличаются обязанности волонтера от обязанностей проходящего АГС? 

– Обязанностями проходящего АГС становятся обязанности, прописанные в трудовом договоре госучреждения, куда тот принимается на работу. Если это санитар (что чаще всего), то он выполняет санитарные нормы: уборка палат, кабинетов, коридоров, перестилание постелей, смена белья, уход за проживающими, кормление.

В обязанности волонтёра входит: проведение занятий вместе с педагогом, гигиенический уход за подопечными, сопровождение подопечного на занятия в мастерские, прогулки, сопровождение в различных поездках, помощь в кормлении. Упор делается непосредственно на контакт с подопечными, на работу с личностью.

– Как поменялось твое восприятие жизни в интернате и отношение к людям с нарушениями развития за то время, что ты там работаешь? 

– Уже трудно что-либо сказать, т.к. со временем ко всему привыкаешь и не замечаешь каких-то вещей. Думаю, что восприятие практически не поменялось. Несколько раз я сталкивался с таким вопросом – «А что есть норма, и кто эти критерии нормы установил?» Думаю, что это хороший вопрос, который помогает не выносить оценок и резких суждений по отношению к людям, вообще ко всем людям.

– Какие у тебя планы после окончания «Добровольного социального года»? 

Я еще точно не знаю. Не умею строить планы на жизнь. Ближе к окончанию будет виднее.

 

Текст: Александра Холопова, «Перспективы»