Под угрозой будущее всех некоммерческих организаций

25.11.2020

 Над страной вновь нависла очередная угроза наступления на свободу слова и ассоциаций. 18 ноября одиннадцать депутатов Государственной Думы и четыре сенатора Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». В первую очередь он касается ужесточения законодательства об «иностранных агентах». Представим самые главные позиции, которые могут иметь дальнейшие неприятные последствия для правозащитных организаций:

 Новые законопроекты предполагают не только дискриминацию НКО, но и прямое вмешательство в их деятельность

 Так, например, новый закон будет обязывать НКО, включенные в «реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента», предварительно представлять в Министерство юстиции информацию о планируемых и осуществляемых программах деятельности и «иные документы» о планируемых мероприятиях, а после – отчитываться об их исполнении (или предоставлять информацию о том, что они не проводились, и почему). При этом министерство наделяется правом запрещать внесенным в «реестр» организациям осуществлять те или иные программы; перечень оснований для такого запрета не указан. Чиновники получают право в административном порядке произвольно, без обоснования и без возможности обжалования, запрещать любую деятельность НКО, которая им не нравится – от борьбы против пыток в полиции, противодействия коррупции, помощи людям, преследуемым по политическим мотивам, защиты окружающей среды, до помощи малообеспеченным. Запрещать что угодно, а при невыполнении такого запрета Минюст получает право через суд ликвидировать «непослушные» организации. В итоге власти смогут поставить НКО – «иноагента» перед выбором: прекращение не понравившейся чиновникам деятельности или ликвидация. Любой из вариантов означает фактическое уничтожение НКО.

 Подчеркнем, что такая участь может ожидать не только те НКО, которые уже включены в «реестр иностранных агентов», но любую неугодную властям НКО, поскольку основания и процедуры включения в этот реестр открывают широкие возможности для административного произвола. Формально, чтобы попасть в такой реестр, организация должна получать иностранное финансирование и при этом заниматься «политической деятельностью». Однако согласно действующему закону, «политической деятельностью» считается любое публичное высказывание, в котором дается оценка поведению любых властей, ситуации в области соблюдения социальных, гражданских, политических прав, экологической обстановке, положению в области образования, медицины и т.д., и т.п.


Также будет расширяться круг потенциальных «иноагентов», поскольку законопроект не только предполагает распространить этот статус на незарегистрированные общественные объединения, но радикально расширяет его применение в отношении физических лиц. Такие лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, и не могут быть допущены к гостайне. И незарегистрированные объединения и физических лиц, объявленных «иноагентами» обязывают маркировать лейблом «иноагент» любые распространяемые ими материалы, и регулярно направлять в госорганы «отчеты о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании». Размытые и неопределенные формулировки, используемые в этом законопроекте, открывают возможность для произвола и для включения в реестр иностранных агентов» любого неформального объединения граждан и любых неугодных властям общественных деятелей, блогеров или журналистов.

Также НКО вменяется в обязанность маркировать не только любые публикуемые материалы, но даже и любые обращения в государственные органы, образовательные и иные организации, распространяется на учредителей, членов, участников и сотрудников НКО и общественных объединений, внесенных в «реестр иноагетов». Таким образом, любая статья на общественно значимую тему, блог, интервью, обращение и заявление такого человека должны будут сопровождаться словами об участии их автора в деятельности «иностранного агента». Средствам массовой информации будет запрещено публиковать любую информацию о таких НКО и общественных объединениях без указания на то, что они включены в «реестры иностранных агентов».

Другой законопроект вводит практически запретительные ограничения для организации любого публичного мероприятия. Им установлено требование указывать в уведомлении о проведении такого мероприятия реквизиты банковского счета, исключительно через который разрешается собирать и тратить средства на его проведение, а после проведения митинга, демонстрации или пикета – сдавать финансовый отчет.

А кроме всего прочего, почти та же группа депутатов внесла в Госдуму поправки к федеральному закону «Об образовании». Законопроект предусматривает введение в закон «Об образовании» понятия «просветительская деятельность». Авторы определяют ее как «осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Теперь за деятельность, которая может быть интерпретирована как просветительская деятельность, разжигающая рознь, последует наказание. А об умении интерпретировать любой закон с целью кого-то наказать мы все прекрасно знаем

 Напомним, что летом 2014 году наша организация была внесена в реестр иностранных агентов, но в октябре 2015 года в рамках процедуры исключения, установленной законом, была исключена из этого реестра. К сожалению, данное «клеймо» наложило свой отпечаток: на протяжении долгого времени «Солдатские матери Санкт-Петербурга» воспринималась как организация, являющаяся иностранным агентом, хотя даже получила президентский грант. Вступление данного закона в силу поставит под угрозу существования многих некоммерческих организаций в России, в том числе занимающихся правозащитной деятельностью.

 Призываем все правозащитные сообщества внимательно отнестись к этому законотворческому процессу и выступить с реакцией.

Автор: Администратор