Правозащитники встретились с Генштабом
5 октября в Москве состоялось заседание постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). В совещании приняли участие сотрудники правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга».
Вчера члены СПЧ, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представители Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил и военных комиссариатов Москвы, Санкт-Петербурга и Астраханской области, а также представители правозащитных организаций обсудили актуальные проблемы, связанные с организацией призыва граждан и прохождением военной службы.
Открытость военных комиссариатов
В начале мероприятия юристы правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и правозащитной инициативы «Гражданин и армия» Александр Передрук и Арсений Левинсон представили итоги пилотного мониторинга открытости военных комиссариатов, проведенного в Москве и Санкт-Петербурге летом 2017 года. Правозащитники отметили положительную динамику в открытости призывных пунктов, однако до сих пор сохраняется ряд системных проблем, которые препятствуют гражданам в реализации их прав — к примеру, до сих пор далеко не каждый военкомат содержит сведения о составе призывной комиссии или информацию о правах призывников.
Проблемы с отсрочками от армии
Далее в рамках совещания была рассмотрена проблема предоставления гражданам отсрочки от призыва на время обучения.
Так, спор правозащитников и Министерство обороны вызвала проблема так называемой «третьей отсрочки». Подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что право на предусмотренную этим подпунктом отсрочку предоставляется один раз, за исключением случаев, если первая отсрочка предоставлялась в школе, то гражданин может воспользоваться отсрочкой для обучения в бакалавриате, а если первая отсрочка получена в бакалавриате, то гражданин может воспользоваться отсрочкой для обучения в магистратуре. Таким образом, при буквальном применении названных положений закона, если гражданину сначала была предоставлена отсрочка для обучения в школе, затем в бакалавриате, то право на отсрочку для обучения в магистратуре у него не имеется.
Однако такое применение закона нарушает равенство прав граждан, считают правозащитники, чью позицию также на что неоднократно поддерживал Московский городской суд (см. апелляционные определения от 30 мая 2017 г. № 33а-3564 по делу Ефремова, от 24 августа 2016 по делу № 33а-16597/2016 по делу Царева и др.).
Возможность призыва студентов во время перехода их на следующий уровень образования
Действующее законодательство устанавливает право на получение отсрочек для непрерывного получения высшего образования на всех уровнях. Вместе с тем в ходе мониторинга соблюдения прав призывников правозащитные организации пришли к выводу о том, что данные положения закона не всегда правильно понимаются военными комиссариатами, вследствие чего граждане лишаются возможности продолжить получение высшего образования на следующем уровне.
Так, граждане, как правило, заканчивают обучение в бакалавриате/магистратуре до завершения весеннего призыва (в мае-июне) в момент защиты выпускной квалификационной работы, следовательно, до момента поступления в магистратуру/аспирантуру могут быть призваны на военную службу.
Такое применение закона по мнению правозащитников нарушает право граждан на получение отсрочки для продолжения обучения по следующему уровню высшего образования. Юрист «Гражданин и армия» Арсений Левинсон также полагает, что «военными комиссариатами игнорируется имеющийся в законодательстве механизм реализации этого права».
«Статьей 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрена возможность студента после защиты выпускной квалификационный работы воспользоваться каникулами, которые входят в срок освоения соответствующей образовательной программы», — поясняет Левинсон. — «Соответственно до отчисления из образовательной организации гражданин не подлежит призыву на военную службу и в период каникул имеет возможность поступить на следующий уровень высшего образования».
Доступ призывников к информации в личных делах
На заседании член СПЧ Сергей Кривенко подчеркнул необходимость правового урегулирования порядка ознакомления призывников с их личными делами в военных комиссариатах. Такое регулирование отсутствует как в Приказе Минобороны РФ от 2
октября 2007 года № 400, так и иных подзаконных актов, вследствие чего отдельные военные комиссариаты отказывают
гражданам в ознакомлении с личным делом. В свою очередь начальник 4 направления 2 управления ГОМУ Генштаба Вооруженных Сил Алексей Князев подержал эту инициативу и пообещал в ближайшее время приступить к формированию соответствующего предложения в адрес Правительства РФ.
Проблемы определения категории годности при призыве в армию
Сотрудник правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Оксана Парамонова озвучила проблемы, связанные с прохождение призывников медицинского освидетельствования. Парамонова отметила, что в правозащитные организации поступает множество обращений о том, что призывники вынуждены неоднократно проходить одни и те же медицинские обследования.
«Это происходит из-за того, что на основании медицинских документов, которые приносит призывник, в районном военкомате ему, например, ставят категорию «В», однако уже на уровне субъекта врачи отказываются принимать за основу эти же медицинские документы, отменяют решение призывной комиссии и требуют вновь и вновь проходить такие же самые обследования».
Отказ от военной службы по убеждениям совести и религии
Завершая заседание комиссии СПЧ, Сергей Кривенко поднял вопрос о реализации права представителей религиозной группы Свидетели Иеговы на альтернативную гражданскую службу (АГС). По мнению члена СПЧ, спорное решение о запрете релевантной организации в ряде случаев уже негативно отразилось на реализации гражданами права на альтернативную службу. Так, Кривенко привел в пример ситуацию, когда у призывника потребовали принести письменное доказательство о «смене веры». Отвечая на вопросы участников заседания, представитель ГОМУ Генштаба Князев привел статистические сведения, согласно которым за последние два призыва 90% Свидетелей Иеговы, подавшие заявления на АГС, получили право пройти службу без оружия в руках. Вместе с тем осталось неясным, по каким причинам призывные комиссии отказывают оставшейся части граждан.
При этом все та же статистика ярко демонстрирует существенный спад количества заявлений о замене военной службы на альтернативную после вынесения Верховный Судом решения о запрете религиозной организации 20 апреля. Если в осенний призыв граждане подали 201 заявление на АГС, обосновывая свой выбор причастностью к вере Свидетели Иеговы, то в весенний призыв таких заявлений было почти в два раза меньше (103).