Солдат срочной службы сделал камин-аут: сообщил о том, что он открытый гей

19.03.2020
Альтернативная гражданская служба

Призывник Михаил Башев из Самары пошёл в армию весной 2019 года. Во время призывных мероприятий он сообщил врачам о том, что является гомосексуалом, но те не обратили на его слова внимания.

Башев попал в военную часть в Зеленогорске под Петербургом. Вскоре сослуживцы обратили внимание на особенности поведения Михаила. Они начали посмеиваться и обсуждать его у него за спиной.

Когда в комнате отдыха один из рядовых, основываясь на предположении о гомосексуальности Башева, заявил о том, что тот обязательно должен быть ВИЧ-инфицирован, Михаил не выдержал и открыто признался всем в том, что он гей — но это отнюдь не значит, что он чем-то болен, тем более что прямо перед призывом все сдавали анализы.

У остальных военнослужащих камин-аут вызвал шок. После чего командование части немедленно направило Башева к психологу. Психолог сначала предположил, что Михаил хочет таким образом комиссоваться; но молодой человек заявил, что такого желания не имеет: просто он действительно гей и не видит необходимости это скрывать.

Командование отправило Башева в госпиталь, на кожное отделение. При этом никаких жалоб на здоровье солдат не высказывал.

Неделю его вообще никто не трогал — видимо, решали, что делать.  И решили в итоге оставить Михаила помощником секретаря в госпитале.

Так Башев прослужил с июня по декабрь 2019 года.

Когда наступило холодное время года, Башев несколько раз просил руководство выделить ему зимнюю одежду. Но реакции на его просьбы не последовало. Михаил, у которого из одежды была только летняя форма, с которой он приехал из части, вынужден был ходить в том, что нашёл в больнице: какая-то шапка-ушанка, больничные халаты, любая тёплая одежда. В определённый момент в таком виде его заметил высокопоставленный военный чин. Который немедленно отвёл Михаила к руководству госпиталя и потребовал наказать за неподобающий вид. Объяснений рядового слушать никто не захотел.

Командование поставило Башева перед фактом, что он вскоре вернётся обратно в свою часть. Понимая, что возвращение может угрожать его жизни и здоровью, срочник обратился за помощью к «Солдатским матерям Санкт-Петербурга».

С декабря 2019 наша организация оказывала правовую поддержку Михаилу Башеву. Также психологическую помощь молодому человеку предоставила Российская ЛГБТ-сеть. В частности, с ним по телефону несколько раз общался психолог ЛГБТ-сети, что, по словам Михаила, очень помогло ему пережить критическую ситуацию.

 

Юрист «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Антон Щербак провёл переговоры со структурами Западного военного округа. В результате судьба Михаила Башева сложилась более-менее удачно.

Вскоре его положили в Военно-медицинскую академию на психиатрическое отделение, в связи с психотравмирующей ситуацией, где он провёл несколько месяцев. После чего, в феврале 2020 года, его комиссовали.

Для оформления документов Михаил на один день вернулся в часть. Его поселили в казарме другого подразделения, таким образом увольнение из армии прошло без каких-либо эксцессов.

 

Мы благодарим управление по военно-политической работе Западного военного округа и заместителя командующего 2 дивизией 6 Армии ВВС и ПВО по военно-политической работе за помощь в разрешении ситуации, неравнодушие к судьбе солдата и корректность должностных лиц при разрешении ситуации.

 

«Тема геев в вооружённых силах никем и никогда всерьёз не обсуждалась, — комментирует наш юрист Антон Щербак. — Вместо обсуждения — шуточки на уровне 5 класса, дурацкие хиханьки да хаханьки. Между тем проблему надо поднимать, потому что тут отнюдь нет ничего смешного. Военная служба Михаила Башева сложилась относительно благополучно. Но нужно понимать, что это в определённой мере везение, которое, в сочетание с активными действиями самого Михаила, позволило ему выйти из ситуации с минимальными потерями. Повезло в первую очередь с командованием. Надо понимать, что армейская система не умеет реагировать на гомосексуалов, не знает, что с ними делать — каждое такое столкновение это всегда шок и для геев, и для самой системы. Реакция бывает разная: не обращать внимания, замолчать, избавиться, причём самыми разными способами. Если отработанной процедуры не существует, каждый действует, кто во что горазд, что в результате оборачивается человеческими трагедиями».

Автор: Андрей Воронин