Вместо армии — в театр
Призывников, не желающих служить в армии и выбирающих альтернативную гражданскую службу, в этом году готовы нанять на работу почти 800 государственных организаций. Количество предлагаемых вакансий многократно превышает число самих пацифистов. Несмотря на это, военное ведомство любыми способами пытается лишить отечественную экономику «альтернативных кадров».
Конституция России гарантирует, что граждане, убеждения или вероисповедание которых противоречат несению военной службы, вправе вместо нее пройти альтернативную гражданскую. Образованные пацифисты могут претендовать на работу не только в больнице и на почте, но и в театрах, представляя нашу страну даже на международной сцене.
И кочегары мы, и плотники
В отличие от армии, альтернативная служба — по существу, обычная оплачиваемая работа на государственных предприятиях, с гарантированным трудовым законодательством «социальным пакетом», отпуском, выходными, бесплатным жильем (в общежитии) и иными привилегиями. Правда, продолжительность такой «трудовой повинности» примерно в полтора раза превышает срок военной службы.
В перечень профессий, на которые в 2016 году будут направлять пацифистов, включены в том числе водители, операторы связи и почтальоны, врачи, средний и младший медицинский персонал (акушеры, педиатры, терапевты, стоматологи и другие), санитары, воспитатели и преподаватели, дворники и уборщики, кухонные работники и повара, садовники, слесари, строительные рабочие, ветеринары, артисты балета и оркестра, инженеры и многие другие. Впервые не желающие брать в руки оружие смогут трудиться юрисконсультами, шкиперами, летчиками, психологами, методистами, зубными техниками и гардеробщиками. Тогда как из списка исключены, в частности, официанты и парикмахеры.
По закону нанимать «альтернативщиков» могут только государственные предприятия и учреждения, список которых ежегодно утверждается Министерством труда и социального развития РФ. В этом году в него вошли 783 организации, предложившие 4793 вакансии. Так, нанять пацифистов готовы подразделения ФГУП «Почта России», многочисленные учреждения социального обслуживания и здравоохранения (в том числе психиатрические и инфекционные клиники, онкологические диспансеры и хосписы), организации коммунального хозяйства. В перечень также вошли Общевойсковая академия Вооруженных Сил России, корпорация «Аэронавигация», несколько театров и филармония, казачий ансамбль песни и танца и другие.
Распределением «мирных солдат» занимаются чиновники Роструда. При выборе места службы должны учитываться специальность и уровень образования призывника, его трудовой стаж, семейное положение. Порой «альтернативщики» доказывают эффективность трудоустройства по профессии — попавшие в Пермский академический театр призывники представляли Россию в престижных международных конкурсах мужского балета.
Антивоенные мысли
Однако предложенные государственными организациями вакансии будут заполнены в лучшем случае на 10-12 процентов. Ежегодно только около тысячи молодых людей подают заявления о замене военной службы альтернативной гражданской, но к работодателям направляется в среднем 600 человек в год.
Немалая часть желающих отдать свой долг на «гражданке» отсеивается призывными комиссиями. Ведь у военных комиссариатов есть план по отправке молодых людей в армию, но нет государственного заказа на «альтернативщиков». Поэтому в удовлетворении заявлений отказывают по формальным причинам (пропуск срока и другие), а в иных случаях от пацифистов требуют доказательств их убеждений.
Служители Фемиды нередко соглашаются с такими доводами военных. Например, коллегия Приморского краевого суда, проанализировав представленные призывником документы, «не нашла в них подтверждений тому, что гражданин имеет стойкие убеждения, не позволяющие ему проходить военную службу в мирное время. Несение военной службы само по себе не противоречит принципам гуманизма и сохранению всего живого на земле, не диссонирует с познанием химии, биологии, психологии, увлечением спортом и активной жизненной позицией».
Не смог доказать своих религиозных убеждений и чебоксарец Ковалев. Призывная комиссия утверждала, что он не состоял в выступающих за исключение вооруженного насилия общественных организациях, на занятиях и в общественной жизни мысли против военно-патриотического воспитания молодежи не высказывал, в антивоенных акциях протеста не участвовал, не публиковал рефераты против гонки вооружения, преподающих идеологию сопротивления насилию книг не приобретал и так далее. «При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о надуманности доводов Ковалева В.С. относительно убеждений, препятствующих несению военной службы по призыву», – констатировали служители Фемиды.
Хотя Конституционный суд России еще в 2006 году подтвердил, что право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, гарантировано не только российским законодательством, но и Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. «Исходя из того, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать его процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов. Такое право также не нуждается в конкретизации и должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет», – констатировали служители Фемиды.
Мнение экспертов
Элла Полякова, председатель общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петребурга»
Альтернативная гражданская служба – это такая же защита Отечества, только путем социального служения. Она позволяет человеку задуматься о ценности человеческой жизни, а это даже куда более важно. Можно обратиться к опыту наших западных соседей. К примеру, в Германии последние годы призывной армии количество людей, которые выбирали альтернативную службу, превышало число тех, кто шел на воинскую. И служили их «альтернативщики» не только у себя дома, но и в других странах, в том числе в России. И даже после того, как «бундесвер» стала полностью профессиональной (контрактной), гражданская служба до сих пор сохраняется в Германии и пользуется популярностью. Прошедшие ее молодые люди не только несут благо и добро, но и после службы получают дополнительные социальные гарантии от государства. Люди понимают важность социального служения, формирования личности и уважения к собственному достоинству.
Источник: «Агентство Правовой Информации»