Юристы нашей организации направили в Государственную Думу РФ аналитическую записку о законе, затронувшем практику порядка оповещения граждан о явке на призывные мероприятия

26.05.2021

В 2018 году группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации было внесено предложение об изменении порядка оповещения граждан о явке на призывные мероприятия, предусмотренного статьей 31 от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Наша организация проанализировала предложенные депутатами поправки и направила аналитическую записку о внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (законопроект № 361804-7) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях законопроект № 637094-7 в Комитет Государственной Думы по обороне и в Комитет ГД по государственному строительству и законодательству.

В рамках данной инициативы в действующую редакцию статьи 31 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗВО) предлагается ввести дополнительную процедуру оповещения граждан о вызовах на мероприятия, связанные с призывом.

Кроме действующего порядка вручения повесток военного комиссариата под расписку, предлагается повестки направлять гражданам посредством почтовой связи заказными письмами с уведомлением о вручении. При этом повестки будут считаться полученными при наличии в почтовом уведомлении подписи, как самого призывника, так и его представителя по доверенности, а также любого совершеннолетнего члена семьи призывника.

Согласно предложению законодателей, в случае получения повестки после указанной в ней даты явки, призывник обязан в течение 3 дней самостоятельно явиться в военный комиссариат для вручения повестки под подпись. Если же повестка пришла после окончания призывной кампании или не пришла вовсе, призывник обязан самостоятельно явиться в военный комиссариат не позднее первого дня начала очередного призыва.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, «законопроект направлен на повышение эффективности правового механизма вручения гражданам повесток о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу». В случае отсутствия расписки за получение повестки, полагают депутаты, «привлечь гражданина к административной или уголовной ответственности за неявку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, практически невозможно, чем и пользуются недобросовестные граждане (на 1 января 2017 года около 170 тысяч человек)».

В качестве связанного с данным законопроектом можно рассматривать и еще один, внесенный в Государственную Думу РФ 01 февраля 2019 года, который вводит административную ответственность для граждан за неявку в военный комиссариат без извещения – повестки.

Предлагается системно увеличить размер административной ответственности за правонарушения в сфере воинского учета, предоставить военным комиссарам право проводить административное расследование по делам.

Кроме того, предлагается представить в новой редакции диспозицию статьи 21.5 и дополнить статью 28.1 Кодекса положением, предусматривающим, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу самостоятельно, будет являться поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 Кодекса («Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету»).

Как указано в Заключении Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству: «Данные изменения направлены на обеспечение реализации положений проекта федерального закона № 361804-7 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (принят в первом чтении 3 апреля 2018 года), в соответствии с которым граждане, подлежащие призыву на военную службу, в определенных этим же законопроектом случаях, обязаны самостоятельно явиться в военный комиссариат. Обращаем внимание, что предлагаемое уточнение административной ответственности в данной сфере возможно только при наличии соответствующих оснований в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С учетом изложенного законопроект должен быть синхронизирован по содержанию, срокам принятия и вступления в силу с законопроектом № 361804-7».

Дальнейшая судьба обоих законопроектов связана друг с другом, и поэтому в нашем аналитическом материале они рассматриваются неотрывно друг от друга. Ниже вы можете ознакомиться с полным текстом аналитической записки.

Автор: Администратор