Обращение «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» в связи с пандемией коронавируса

18.03.2020
Годность к армии

 

Губернатору Санкт-Петербурга

Военному комиссару Санкт-Петербурга

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

Объединенное стратегическое командование Западного военного округа

 

ОБРАЩЕНИЕ

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (далее – Организация) крайне обеспокоена вопросом защиты здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу в Санкт-Петербурге в апреле-июле 2020 года и членов их семей, в связи с эпидемией короновирусной инфекции.

Самой эффективной мерой, по нашему мнению, было бы принять решение об отмене призывных мероприятий в период острой фазы эпидемии.

Однако понимая, что данное решение может быть принято на федеральном уровне, Организация предлагает несколько рекомендаций, принятие которых может способствовать снижению риска распространения инфекции среди призывников Санкт-Петербурга.

  1.  

До 31 марта 2020 года на призывных пунктах районов Санкт-Петербурга продолжается проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, куда несовершеннолетние учащиеся школ вызываются по группам (классам) в один день[1]. Подобная практика, по нашему мнению, не только противоречит закону, но и в текущих условиях создает угрозу распространения инфекции. Она должна быть прекращена. 

  1.  

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон) призыв на военную службу <…> осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, <…> решением высшего должностного лица субъекта Российской по представлению военного комиссара.

Несмотря на требование закона, призывные мероприятия фактически проходят не на территории муниципальных образований, а на призывных пунктах при районном военном комиссариате. То есть в помещение районного призывного пункта одновременно вызываются призывники, проживающие на территории нескольких муниципальных образований (например, в Приморском районе – 8 муниципальных образований, в Невском – 9).

В качестве меры по снижению риска заражения призывников с целью уменьшения их скученности в военных комиссариатах призывные пункты должны быть организованы, как этого и требует Закон, в каждом муниципальном образовании.

  •  

После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.

Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу[2].

Призывники Санкт-Петербурга часто сталкиваются с ненадлежащей организацией призывных мероприятий. В частности, повестками на одну и ту же дату и время вызываются как те, кто подлежит призыву в эту призывную кампанию, так и те, кто подлежит дальнейшему обследованию или вовсе имеет право на отсрочку от призыва.

Явившись к 9 утра, призывники и их родственники проводят на призывных пунктах по 6-8 часов, бОльшую часть времени сидя в душном, плохо проветриваемом коридоре и ожидая своего вызова. С нашей точки зрения, это идеальные условия для распространения любой инфекции.

Простым решением в этой ситуации может быть сокращение числа вызываемых призывников на конкретную дату, а также равномерное распределение времени их явки в течение дня. А также контроль за соблюдением этих требований.

  1.  

До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:

  • флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях;
  • общий (клинический) анализ крови;
  • общий анализ мочи.

До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:

  • электрокардиография в покое;
  • исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C»[3].

Обращения призывников в организацию свидетельствуют о массовом нарушении обязанности по проведению указанных диагностических исследований до медицинского освидетельствования.

Полагаем, что во избежание нахождения на призывных пунктах граждан, имеющих по результатам обязательных анализов текущий воспалительный процесс, на врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан (далее – старший врач), должна быть возложена обязанность по контролю за наличием у всех явившихся по повестке на медицинское освидетельствование призывников результатов обязательных анализов.

В случае выявления у призывника «плохого» результата анализа старший врач должен направить его на излечение, не подвергая риску заражения других находящихся на призывном пункте граждан и сотрудников.

  1.  

В мероприятия по подготовке и планированию призыва в Санкт-Петербурге вовлечены соответствующие структуры Западного военного округа, военного комиссариата города и районов, а также органы исполнительной власти, включая органы здравоохранения[4].

Полагаем, что указанные структуры несут ответственность за принятие эффективных мер с целью снижения риска заражения граждан короновирусной инфекцией на призывных пунктах Санкт-Петербурга.

В этих условиях среди прочих мер целесообразно открытие специальной «горячей линии», а также размещение на призывных пунктах контактных телефонов органов санитарно-эпидемиологического контроля, а также иных структур, куда граждане могли бы обращаться при нарушении правил проведения призывных мероприятий и создания условий для возникновения и распространения инфекции.

 

[1] Приложение № 1 к Приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663.

[2] Пункт 34 Приложения

[3] Пункт 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 565 от 4.07.2013

[4] Пункт 10 указанного Приложения.

Автор: Андрей Воронин