В России вынесен первый оправдательный приговор по делу об уклонении от альтернативной службы
В Ростовской области вынесен первый в стране оправдательный приговор по делу о неявке к месту гражданской альтернативной службы (АГС) призывника или ее оставлении. За последние 10 лет по подобным делам осуждено 30 пацифистов. Новой тенденцией стала невозможность приступить к АГС из-за отсутствия у работодателя предусмотренного законом общежития. «Государство не исполняет свои обязательства и преследует за это призывников, при этом саму АГС делает невыносимой»,— говорят юристы.
Прецедент отказа в уголовном преследовании направленного на АГС пацифиста создала судья Волгодонского райсуда Ростовской области Екатерина Нездоровина, оправдав не явившегося на службу в дом-интернат для престарелых и инвалидов «Эдип» города Энгельса (Саратовская область) Константина Титова, сообщает «Коммерсантъ». Направление на АГС организует глава МСУ совместно с военным комиссаром, а осуществляет призывная комиссия, которая и обвинила призывника в том, что, получив предписание и документы на проезд «в соответствии с утвержденным комиссариатом планом», господин Титов умышленно уклонился от явки на службу. Призывник был обязан прибыть туда в мае 2017 года для заключения трудового договора на должность соцработника. Поскольку этого не произошло, его обвинили по ч. 2 ст. 328 УК в уклонении от прохождения АГС.
Ст. 328 УК РФ об уклонении от военной службы и АГС разделяет общие санкции за уклонение «от призыва» (в том числе до принятия военкоматом решения о предоставлении права на АГС) и «от прохождения» АГС уже освобожденных от военной службы призывников. В первом случае (ч. 1) уклонистам грозят санкции в виде штрафа до 200 тыс. руб. или в размере дохода за полтора года, принудительных работ на срок до двух лет, ареста до полугода и даже до двух лет в колонии. Если же от АГС уклонился гражданин, уже получивший статус альтернативнослужащего (ч. 2), предусмотрено более мягкое наказание: штраф до 80 тыс. руб. или в размере полугодового дохода, обязательные работы до 480 часов (то есть, 20 суток) или арест на срок до полугода.
Константин Титов, получив направление на службу, выяснил в переписке с интернатом, что обеспечить общежитием, как предусмотрено законом, работодатель его не сможет. Средств снимать жилье у призывника не было, поэтому он не поехал на место службы, а обратился в суд.
В иске к военкомату он просил поменять место службы или оставить рядом с домом, а также жаловался на неполное медосвидетельствование (без направления на ряд анализов) при наличии заболеваний, которые могли повлиять на категорию его годности к службе. Гражданский спор пацифист проиграл. Суд хотя и признал, что медики обследовали его не полностью, но, согласившись с военными, что призывник о заболеваниях не заявлял, отказался признать незаконной процедуру его направления на АГС. Повторно пройдя медкомиссию, которая признала его годным к АГС с небольшими ограничениями, он ожидал новых проездных документов и предписания. Но военкомат тем временем передал его документы в следственный комитет, возбудивший уголовное дело об уклонении от АГС. Военные настаивали, что, проиграв гражданский спор, призывник должен был самостоятельно приступить к АГС в Саратовской области.
Уголовный процесс в Волгодонске, однако, разрешился в пользу альтернативнослужащего. Суд решил, что военкомат был обязан выдать ему новые проездные документы и предписание, а «Эдип» — обеспечить общежитием, и, не найдя умысла призывника в отсрочке начала службы, отпустил его, отменив подписку о невыезде. Доводы обвинения, что при таком подходе призывники смогут неоднократно уклоняться от службы, суд счел несостоятельными.
В решении суда подчеркивается, что обвиняемые по таким делам не обязаны доказывать свою невиновность: это бремя стороны обвинения. Если дело устоит в апелляции, куда уже обратилась прокуратура Волгодонска, призывник сможет взыскать с военных имущественный ущерб и моральный вред.
В апелляционном представлении надзорное ведомство жалуется на вынесение «несправедливого приговора по причине необоснованного оправдания».
Прокуратура отмечает, что у служащего АГС «есть и обязанности, которые не являются трудовыми,— явиться к месту прохождения службы в предписанные сроки» и только после этого он вправе отказаться служить без общежития. Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук (оказывает правовую помощь Константину Титову) возражает, что, исходя из версии прокуратуры, «оправданный должен был заключить трудовой договор, обжаловать отказ в предоставлении общежития в суде и на протяжении всего этого времени ввиду отсутствия денежных средств жить на улице».
По данным сайта Верховного суда, в последние 10 лет за уклонение от службы были привлечены к уголовной ответственности 30 направленных на АГС лиц, все они осуждены. Оправдательного приговора пока удалось добиться в первой инстанции лишь юристам «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», которые ранее уже «отбили» на стадии следствия или суда 15 претендентов на АГС от уголовного преследования за уклонение «от призыва» и добиваются пересмотра двух обвинительных приговоров (об одном из них см. “Ъ” от 19 июня).
«Спустя много лет после принятия закона об АГС государство по-прежнему создает препятствия в реализации этого права, при этом условия АГС делает невыносимыми. Исправить ситуацию пока могут только суды»,— говорит Александр Передрук. Его коллега Арсений Левинсон приводит в пример дело не имеющего постоянного места жительства Оганеса Агамиряна, которого направили на АГС по месту давно прекращенной временной регистрации, не предоставив общежития. Об этом говорится в подписанном работодателем отказе в приеме на работу, но военкомат угрожает призывнику возбуждением уголовного дела «за уклонение от службы».
Мы публикуем позицию стороны защиты, подготовленную юристами «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Александром Передруком и Александром Горбачевым.