Гарнизонный военный суд огласит приговор по делу погибшего солдата Ильи Горбунова
6 июля 2018 года в 12:00 Наро-Фоминский гарнизонный военный суд огласит приговор в отношении старшего лейтенанта Олега Леонтьева, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По приказу офицера рядовой Илья Горбунов сел в неисправный танк, который уже не смог покинуть живым.
Илья Горбунов отправился в армию 7 ноября 2016. Мечтал связать свою судьбу с военной службой, но вернулся домой в гробу. После курса молодого бойца, с 14 декабря 2016 года Илья Горбунов служил в 8 танковой роте военной части 32010 Кантемировской дивизии. Утром 6 февраля 2017 года старший лейтенант Олег Леонтьев приказал рядовому Горбунову сесть в заведенный другим рядовым танк и ехать на танкодром. Илья сел в танк Т-80У и повел его, будучи замыкающим в составе танковой колонны из четырех машин. Но, пересекая мост через небольшой ручей, он не справился с управлением и опрокинул танк. Машина упала на башню, а Илья, находившийся в отделении для механика-водителя с открытым люком, не сумел выбраться и утонул в заполнившей отделение воде с илом.
Позже выяснилось, что Леонтьев, являясь командиром роты, руководил выводом боевой техники к учебным местам. Офицер знал, что Илья Горбунов не имел допуска к самостоятельному управлению танком и не имел удостоверения механика-водителя. Более того, старшему лейтенанту было известно и о ненадлежащем техническом состоянии ходовой части танка, в который по его устному приказу сел военнослужащий Горбунов, несмотря на то, что ранее в эту машину был назначен другой солдат, имевший подготовку.
Первоначально Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьей 293 УК РФ (халатность), однако усилиями адвоката правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Михаила Кушпеля, представляющего интересы матери погибшего – Надежды Качуриной – удалось добиться переквалификации обвинения на более тяжкую статью – следствие согласилось, что действия Леонтьева были не просто халатны, а явно превышали его полномочия, что повлекло за собой гибель рядового Горбунова. В результате офицеру было предъявлено обвинение по статьей 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
В ходе прений в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что на стадии предварительного следствия подсудимый склонял ключевого свидетеля к даче ложных показаний, а также до середины 2017 года по согласованию с командованием войсковой части давал ложные показания, чтобы обезопасить командование.
Юрист также отметил, что пока что на скамье подсудимых оказался только один офицер, несмотря на то, что к гибели Ильи Горбунова привела халатность и других должностных лиц войсковой части 32010.
«Полагаю, обязательным отметить вопиющие некомпетентные и трусливые действия, поведение других вышестоящих начальников Горбунова, также имеющих непосредственное отношению к его гибели», – пояснил адвокат Кушпель. – «О неисправности танка было доподлинно известно всем военнослужащим, имеющим отношение к его использованию, в том числе командованию части, но никаких мер к его исправлению, или запрета в использовании не принималось».
Наконец, адвокат обратил внимание и на то, что перед гибелью Горбунов на этом же мостовом переезде сложилась аналогичная ситуация: танк под управлением более опытного, чем Горбунов, механика-водителя, стал скатываться с мостового переезда, то есть точно также, как и танк, в котором погиб Илья. К счастью, тот инцидент обошелся без жертв – военнослужащий все же справился с управлением и вытянул танк на дорогу, не дав ему упасть в воду. Вместе с тем командование части по каким-то причинам просто закрыло глаза на происшествие, даже не пытавшись вынести из него какие-либо выводы.
Мать погибшего Надежда Качурина предъявила к подсудимому гражданский иск, в обоснование удовлетворения которого адвокат указал, что с малолетнего возраста она воспитывала и содержала Горбунова, который проживал вместе с ней и после своего совершеннолетия и до призыва в армию. Из всех родственников только Качурина провожала Горбунова на призывном пункте, а после систематически направляла ему денежные переводы во время непродолжительной военной службы.
Надежда Качурина просит Наро-Фоминский гарнизонный военный суд удовлетворить ее иск для того, чтобы возвести памятник погибшему сыну.
Потерпевшая просит назначить для Леонтьева наказания, связанного с лишением свободы, сроком 6 лет.
Кузница смерти. Что не так с рядовым, якобы утонувшим в танке?